Таблица слов-исключений в русском языке

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Как учить правила русского языка

Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации

Как выучить правило и научиться его применять

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций).

Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию.

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами.

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения, спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Источник: https://adukar.by/news/kak-uchit-pravila-russkogo-yazyka

Легкие и быстрые способы запоминания глаголов-исключений

Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации

Отличное знание родного языка залог не только хороших отметок в школе, но и уверенность в том, что в будущем над вашим «грамотным» резюме или другими документами, не будут смеяться. Кроме этого, стоит понимать, что сама по себе грамматика это система взаимосвязанных правил, которые необходимо знать и соблюдать. Но, как говорится, почти в каждом правиле есть исключения, которые не поддаются никакому объяснению, их просто нужно запомнить. И в данной статье мы рассмотрим наиболее эффективные методы запоминания глаголов-исключений.

Самый простой способ запомнить глаголы-исключения – это выучить стишок

Впервые с глаголами-исключениями ребята сталкиваются в четвертом классе. Окончания, на которые не падает ударение, считаются наиболее сложным моментом в изучении.

Наибольшие затруднения при прохождении этой темы, учащиеся испытывают при изучении глаголов-исключений, которые никак нельзя объяснить ни одним из существующих правил.

Специально для этого учителями-методистами русского языка были разработаны специальные приемы, помогающие максимально быстро запомнить их. Один из этих приемов заключается в рифмовании этих слов в один небольшой стих. К примеру:

  • Слова гнать, смотреть, держать — не по правилам склонять.
  • Слова вертеть или терпеть –
  • Запомнить нужно вам успеть.
  • Кого-то очень часто видеть,
  • Слышать что-то иль обидеть,
  • Смотреть за чем-нибудь, зависеть,
  • И даже люто ненавидеть.
  • Запомните, ученики-друзья На е никак спрягать, увы,нельзя
  • Ведь это исключения.

Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации

Другие способы быстро запомнить исключения глаголов?

Кроме этого, слова отлично запоминаются, если из них придумать какую-нибудь историю или сказку. Например, жил-был мистер Видеть, ничто не оставалось незамеченным его большими глазами.

По соседству с ним стоял домик госпожи Успеть, которая вечно была в суете и пыталась быстро сделать все намеченные дела. И так далее.

Отлично будет сопроводить эту небольшую сказку иллюстрациями, каждая из которых будет подписана каким-то одним словом-исключением.

Также педагоги могут дать творческое задание на дом, в котором учащиеся должны будут посредством рисунка подобрать образ каждому глаголу-исключению.

На следующем занятии каждый ребенок должен будет презентовать свои иллюстрации и объяснить аудитории, почему он так изобразил то или иное слово.

Психологи отмечают, что данная методика запоминания глаголов-исключений дает наилучшие результаты, так как в процессе рисования и презентации ученик думает исключительно про эти слова.

Будет нелишним, приклеить в дневник заранее составленную памятку со стишком или списком слов-исключений, раскрасив каждое из них определенным цветом. При ежедневном повторении этого стиха в течение недели – в памяти он остается на всю жизнь, поэтому не поленитесь несколько дней подряд проверять изученное у своего ребенка.

Если следовать хотя бы одной из вышеприведенных рекомендаций, то в скором времени можно добиться стойкого усвоения этой темы.

Важно объяснить ученику, что знание правильного написания этих слов пригодится на всю жизнь и пренебрегать заучиванием ему не стоит, по причине того, что неграмотных людей особо нигде не уважают.

При выполнении домашнего задания вашим ребенком, старайтесь уделять ему больше внимания и пытаться помочь ему находить ответы на возникшие вопросы.

Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации

Источник: https://strana-sovetov.com/miscellaneous/10340-legkie-i-bystrye-sposoby-zapominanija-glagolov-iskljuchenij.html

23 крутых способа легко запоминать иностранные слова

Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендацииИзучение языка невозможно без запоминания новых слов. Но кроме банальной и скучной зубрежки есть множество простых, а главное — эффективных способов выучить незнакомые слова.

Читайте также:  Что значит фразеологизм буриданов осёл?

Для начала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист.

Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту».

А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

Традиционные методы

Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы антонимы примеры. Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но, к примеру, я не зубрила немецкий, а просто временами читала тетрадку. Преподаватель не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно, время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры.

Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить. Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять. Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух. Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов. Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, с обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово. Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов.

  • Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

  • Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать — это учить его бессистемно. Его можно и нужно обработать и сгруппировать.

К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо выписываете существительные мужского рода, потом женского и отдельно исключения, не попадающие в эти списки.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям, вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

  • Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним/антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих. Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

  • Метод изучения однокоренных слов

Мы берем слова, группируем их вокруг корня, например, «дело/сделать/сделанный», и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

Хорошо работает для тех, кто выучил несколько языков. Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни.

Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно.

И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую). Так ты выучишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно увлекательно и с пользой провести время.

Способы для тех, кто не любит дедовские методы

  • Spaced Repetition (интервальные повторения)

Техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении усвоенного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. По факту вы устанавливаете на телефон приложение, и программа автоматически будет показывать вам слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

  • Плюсы: капитально врезается в память.
  • Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

Самая популярная программа для этого метода — Anki. В Мемрайз вы можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои.

Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою.

Еще Memrise недавно добавили новую опцию — вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят.

А здесь вы можете создавать свои списки и генерировать разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д.). Хороший способ для любителей разных тестов проверить себя в игровой форме.

Читайте также:  Определение того, что такое диалектизмы

Сервис для работы над письменной речью для уже освоивших азы языковой практики. Пользователь пишет текст на изучаемом языке, после чего за проверку написанного берется носитель соответствующего языка и вносит свои правки.

«Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, объективно говоря, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

Мнемотехника — один из самых популярных способов, суть которого — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример: «grief» («горе») — горе раненому тигру, грифы кружатся над ним.

Для аудиалов

Правило №1 для вас: всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список, читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это — самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем если бы вы читали и писали молча.

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Также вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов.

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный — повторяйте вслух несколько раз. Есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Методы для тех, кому категорически не хочется работать со списками

Если уровень достаточно высок и нет острой необходимости срочно расширять словарный запас, проще всего много читать. Можно помечать новые слова и даже их выписывать (это работает лучше всего, но не все любят это делать).

Читая, вы учитесь понимать смысл по контексту, вы «напитываетесь» словами, они сами по себе становятся вашим пассивным запасом. Но чтение обычно не очень помогает переводить их в актив, т.е., чтобы прогрессировать в языке, помимо чтения нужно делать что-то еще.

Важные хитрости для всех

Не учите список просто так. Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем.

  • Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть — один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте. Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

  • Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужа/маму/ребенка/друга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

  • Учите то, что действительно необходимо

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите «мотыги» и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом — «мотыги», не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось.

  • Подходите к процессу творчески

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вас что-то заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Изучайте то, что вам близко. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают.

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/23-krutyh-sposoba-legko-zapominat-inostrannye-slova-1133060/

Короткие мнемонические фразы для запоминания правил русского языка

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.
Слова-исключения в правилах русского языка: лёгкие способы запоминания, рекомендации

Алфавит

  • АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
  • ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
  • НОПРСТУ – погуляем по мосту.
  • ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
  • ЪЫЬ – не запомнятся никак.
  • ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

Безударные гласные в корне слова

  • Если буква гласная вызвала сомнение –
  • Ты ее немедленно ставь под ударение!

***

  • В городе Бордо,
  • На улице Бордовой,
  • Закат бАгряный и бАгровый.

***

  • На вЕранде вЕтер
  • На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

  • Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
  • Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика

  • Для верного определения начальной формы глагола:
  • Вид не менять, -СЯ не терять.

***

  • Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
  • Когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***

  • Либо, кое, ка, нибудь, –
  • То, таки не позабудь
  • Написать через дефис,
  • Как предлог со словом из.

Иены и юани

  • Запоминалка для корректоров, которым приходится иметь дело с иенами и юанями:
  • У китайцев – юани, у японцев – иены.

Инверсия

Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое.

Н и НН в прилагательных

  • Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
  • Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких
  • Прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные
  • Шпингалеты и ручки.
  • Надевать и одевать

Названия падежей

  • Иван Родил Девчонку,Велел Тащить Пелёнку.
  • Иван Родионович,Дайте Вашу Трубку Покурить!
  • Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья.
  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку.
  • Иван Родил Девочку Верочку,Толстенькую, Пузатую.
Читайте также:  Таблица с примерами страдательных причастий

Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.

Непроизносимые согласные в корне слова

  • И ужасно, и опасно
  • Букву Т писать напрасно!
  • Всем известно, как прелестно
  • Букву Т писать уместно!
  • Букву Т писать напрасно.

Носки и чулки

  • Носки короткие – слово длинное: носков,
  • Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Слова с буквой «ять»

  1. Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
  2. Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
  3. Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
  4. Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
  5. И за б(е)дный тот об(е)д
  6. Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Согласные

  • Все согласные глухие в предложении:
  • Степка Фец, хочешь щец?
  • Или: – Степка, хочешь щец
  • – Фи!

Спряжение глаголов

  • Гнать, держать, смотреть и видеть,
  • Дышать, слышать, ненавидеть,
  • И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
  • Гнать, держать, смотреть и видеть,
  • Дышать, слышать, ненавидеть,
  • И зависеть, и вертеть,
  • И обидеть, и терпеть –
  • Вы запомните, друзья,
  • Их на Е спрягать нельзя.
  • Все глаголы, что на -ить,

Ударение в словах

  • Долго ели тОрты –
  • Не налезли шОрты!

***

  • ЗвонИт звонарь,
  • ЗвонЯт в звонок,
  • Чтоб ты запомнить верно смог.
  • ЗвонИт и говорИт.

Удвоенные согласные

  • Количество С в слове искусство: 1/2.
  • На первом месте – одно, на втором – два.

Чередующиеся гласные в корне слова

  • Собирать, стирать, задира –
  • Повнимательней гляди:
  • Если в слове имя Ира,
  • Значит, в корне буква И.

Источник: https://inima.org/2015/korotkie-mnemonicheskie-frazy-dlya-zapominaniya-pravil-russkogo-yazyka/

Использование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку — так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.

Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.

При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать  дидактические принципы, к числу которых относятся  доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.

Мнемозина — это древнегреческая богиня памяти, мать муз. В ее честь многие из понятий, имеющие отношение к аспектам запоминания, называются мнемоническими. (mnemynicas). Мнемоника (греч. τα μνημονιχα) — искусство запоминания.

Мнемотехника— совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно.

Если такое слово «зазубрить», то оно   в  большинстве  случаев  исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

  • Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся.
  • Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаёт необходимый для успешного овладения знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.
  • С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны», или  «биссектрису-крысу, которая  бегает  по  углам  и  делит  угол пополам»,

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали   учителя  и  ученики, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнаём в процессе общения с коллегами.

  • Для запоминания глухих согласных: СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
  • Для запоминания звонких согласных: Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й

Средства для детства.

  • Баловаться — улыбаться.
  • Включит — трещит.
  • Ещё  один  приём – стихотворные  тексты  с  интересным  сюжетом, которые  многие  дети  запоминают  очень  хорошо  и  с  удовольствие применяют  при  выполнении  упражнений по  орфоэпии.
  • Надеваю шо’рты,
  • Чтобы кушать то’рты.
  • Коль будильник зазвони’т —
  • У меня ужасный вид.
  • Если классная звони’т –
  • Папа за ремнем спешит.
  • Не звони’те, не звони’те,
  • Пощадите, пощадите.

  • Использование любых произвольных ассоциаций помогает лучше запомнить материал и правильно писать слова.
  • Ритмичные речёвки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится время урока впустую.
  • При запоминании материала задействованы различные виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия.
  • Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение.
  • Мнемонические приемы помогают оживлять урок, делая его более интересным, запоминающимся.
  • При  использовании рифмовок и  речёвок  учитель должен всегда проговаривать с учениками вместе, задавая им темп и ритм.  Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/06/23/ispolzovanie-mnemonicheskikh-priyomov-zapominaniya-pri

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector