Какое содержание Героя нашего времени Лермонтова?

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова — выдающееся произведение русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлена таблица с описанием главных героей романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика (список персонажей).

Главные герои романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика, описание (список персонажей)

Характеристика главных героев «Герой нашего времени» романа Лермонтова

Герои романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика
Григорий Печорин Григорий Печорин – молодой богатый дворянин, офицер. Он вырос в блестящем обществе Петербурга. Несмотря на свое богатство, красоту и ум, он глубоко несчастлив. Его ничего не интересует, ему скучно жить. Печорин не верит в дружбу и брак. Печорин – смелый и решительный мужчина. При этом он – эгоистичный, циничный, жестокий и хладнокровный человек.
Максим Максимыч Максим Максимыч – старый офицер, штабс-капитан в возрасте около 50 лет. Он служит вместе с Печориным на Кавказе в крепости N. Максим Максимыч – старый холостяк, добрый и простой человек, опытный и надежный офицер. Максим Максимыч тепло относится к Печорину, хотя и не понимает его «странности».
Бэла Бэла – юная красавица-черкешенка, дочь богатого князя-горца. Бэла — «дикая», необразованная девушка, выросшая в горах. Печорин влюбляется в Бэлу, находясь на службе в крепости N. Он крадет ее из дома и долго добивается ее любви. Вскоре Печорин остывает к Бэле. Бедная девушка страдает от его холодности. Вскоре Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Грушницкий Юнкер Грушницкий – приятель Печорина, с которым они знакомятся во время службы на Кавказе. Грушницкий – молодой небогатый дворянин в возрасте около 20 лет. Грушницкий – глупый, забавный юноша, гордый, страстный, самолюбивый и тщеславный человек. Грушницкий погибает на дуэли с Печориным.
Княжна Мери Юная княжна Мери (Мария Лиговская) знакомится с Печориным на Кавказе в Пятигорске. Княжна Мери – богатая невеста, красивая и образованная, гордая и кокетливая девушка. Она влюбляется в Печорина, но тот лишь играет ее чувствами и не собирается на ней жениться.
Доктор Вернер Доктор Вернер – приятель Печорина. Доктор Вернер и Печорин много общаются, находясь в Пятигорске. Вернеру около 40 лет. Он некрасив, но при этом нравится женщинам. Вернер и Печорин очень похожи: оба умны, оба эгоисты, оба не хотят жениться и т.д. Вернер выступает секундантом Печорина в дуэли с Грушницким.
Вера Вера – женщина, которую Печорин любил когда-то в Петербурге. Вера замужем второй раз, от первого мужа у нее есть сын. Она обманывает обоих мужей с Печориным. Вера любит Печорина и принимает все его недостатки. Вера является родственницей княжны Мери. В конце концов второй муж Веры разоблачает ее связь с Печориным.
Казбич Казбич – знакомый Максима Максимыча, разбойник, живущий в районе крепости N. Казбич – храбрый джигит, ловкий, злой и мстительный человек. Казбич безумно любит своего прекрасного коня Карагеза и относится к нему как к своему другу. Однажды Печорин крадет у Казбича его чудного коня. Казбич жестоко мстит ему за это: он убивает возлюбленную Печорина, Бэлу.
Азамат Азамат – 15-летний мальчик, младший брат Бэлы. Азамат – гордый, упрямый мальчик, ужасно любящий деньги. Он мечтает заполучить чудесного коня Казбича. Азамат помогает Печорину украсть сестру Бэлу. В награду за это Печорин крадет у Казбича коня и отдает его Азамату. Получив заветного коня, Азамат навсегда сбегает из дома.
Вулич Вулич – офицер, знакомый Печорина. Печорин знакомится с ним во время командировки из крепости N в одну казачью станицу. Однажды Печорин предсказывает Вуличу скорую смерть. В ту же ночь Вулич трагически погибает.

Кто главные персонажи романа Герой нашего времени

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – социально-психологический роман о трагедии незаурядной личности, так не сумевшей найти свое место в жизни.

Действие романа происходит в первой половине XIX века, в нескольких местах: в одной из крепостей на Северном Кавказе, во Владикавказе, в Тамани, в Пятигорске и Кисловодске.

Краткое описание персонажей

Главные герои:

  • Печорин Григорий Александрович – умный, красивый, гордой, холодный мужчина, который находится в постоянном поиске смысла жизни.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, одинокий старик, честный и благородный, который привязался к Печорину.
  • Бэла – юная черкешенка, гордая, очень красивая, возлюбленная Печорина.
  • Казбич – горец, влюбленный в Белу.
  • Мери Лиговская – юная княжна, умная, красивая, самовлюбленная девушка.
  • Грушницкий – юнкер, приятель Печорина, горячий, решительный, самонадеянный юноша.
  • Вера – возлюбленная Печорина, единственная женщина, которую он любил.

Другие персонажи:

  • Азамат – черкесский княжич, неуравновешенный и корыстолюбивый юноша, брат Бэлы.
  • Ундина – безымянная контрабандистка, поразившая Печорина своей внешностью.
  • Янко – контрабандист, друг Ундины.
  • Вернер – доктор, умный и образованный человек, знакомый Печорина.
  • Вулич – офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, знакомый Печорина.

Подробная характеристика героев романа

Роман “Герой нашего времени” Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно. М.Ю. Лермонтов хотел показать “историю души человеческой”, историю умирания человеческой души.

Главный герой разочаровывается в себе и других героях. А что все эти герои представляют из себя?

  • Григорий Печорин — главный герой романа. Он не по годам умён, хотя ему чуть больше двадцати лет. Печорину нравиться играть с чужими душами, ему нравиться иметь господство над кем-то. Но в скором времени они ему надоедают. Печорин — сложный персонаж, он насквозь видит все пороки общества, они ему противны. Герой кажется циничным, наверное, так и есть. Но Григорий Печорин умеет любить по-настоящему. Он был искренне влюблён в княгиню Веру, за которой был готов отправиться, как говориться, хоть на край света. Он был способен любить, имея только половину души, как он сам утверждал. Печорин умер, тогда, когда умерла вторая часть его души. Его душу убивали другие люди, важные до него люди. Он раз за разом сталкивался с предательством, ему разбивали сердце. Именно это и сделало его чёрствым. Ему нравилось уничтожать души людей, как уничтожил его душу.
  • Максим Максимыч — близкий друг и наставник Печорина. Когда Печорин совсем молодым приехал на Кавказ, Максим Максимыч помог ему освоиться. Они часами могли разговаривать о разном, не замечая, как летит время. В конце романа М.Ю. Лермонтов дал понять, что Максим Максимыч — фаталист, мужчина верит в судьбу. Он ко всем добр и искренне относится к каждому человеку. Но больше всего он привязался к Григорию Печорину, который стал ему как сын. Его больно ранила холодность Печорина, когда тот в последний раз приехал повидать Максима Максимыча.
  • Грушницкий — антипод Печорина. Печорин всегда знал, что рано или поздно ему придётся столкнуться с Грушницким, и кто-то от этого пострадает. Так и случилось. Кто первый начал предпринимать действия, чтобы это случилось, сказать сложно. Скорее всего, это был Печорин, любящий играть на чувствах других людей. Грушницкий же проявил себя как самый настоящий подлец, иначе и не скажешь. Грушницкий решил поступить не честно во время дуэли, и оставил пистолет Печорина незаряженным. Печорин узнал о заговоре против него. А карма настигла Грушницкого, он был убит во время дуэли. Грушницкому всё равно было суждено жить недолго, его подлость столкнула бы его с другим, он бы так же был убит. Когда Грушницкий оклеветал Печорина, то подписал себе смертный приговор.
  • Доктор Вернер — загадочный персонаж. Совершенно точно, что он — двойник Печорина, что является обычным явлением для психологического романа. Вернер во многом сходится во мнении с Печориным. Они во всём похожи. Единственное различие этих персонажей в том, что Вернер не готов испытывать свою жизнь, он не готов играть со смертью. Печорину же интересно проверять себя на стойкость. Он ничего не боится и ничего не жалеет. Григорий даже не жалеет и не бережёт собственную жизнь. Это ли не признак того, что Печорину нечего терять. Он потерял свою душу. Доктор Вернер ещё не потерял себя и свою душу, но он — двойник Печорина, поэтому его тоже ожидает это.
  • Бэла — одна из “жертв” Печорина. Эта девушка — дочь богатого кавказца. Печорин придумал способ выкрасть девушку и воплотил этот план в жизнь, обманув двух своих сообщников. Бэла совершенно неопытная в плане жизни девушка, она совсем молода. Печорин сыграл на этом. Он заставил Бэлу полюбить его и раз за разом разбивал ей сердце. Когда Печорин наигрался с бедной девушкой, она надоела ему. Бэла чувствовала, что тот, кому она отдала своё сердце, охладел к ней. Это омрачало её и разбивало ей сердце. Любовь к Печорину погубила Бэлу. Или сам Печорин погубил эту девушку. Она погибла из-за его обмана. Она погибла из-за прихоти Печорина.
  • Княжна Мэри — ещё одна девушка, отдавшая сердце Печорину, который безжалостно разбил его. Мэри была кумиром Грушницкого, он любил её, она поглотила всё его внимание. Но молодую княжну очаровал Печорин. Она похожа на Бэлу, тоже не разбирается в жизни и людях. Но и Печорин умеет казаться не тем, кто он есть на самом деле. Григорий влюбил в себя Мэри, она любила его сильнее, чем дикарка Бэла. Печорин уничтожил жизнь Мэри, сказав ей, что не любит её. Все мечты княжны о счастливом будущем с Григорием вмиг были разрушены. Мэри тяжело заболела, но не перестала хранить надежду на то, что Печорин к ней что-то чувствует. Но герой во второй раз высказал своё равнодушие по отношению к девушке. Эти слова вдребезги разбили сердце девушки и раздавили её душу. Она оказалась сломлена. До Печорина Мэри была доброй и отзывчивой молодой девушкой, она всегда была готова помочь. Она верила и доверяла людям, но Григорий Печорин уничтожил эту веру.
  • Вера — единственная, кого смог полюбить Печорин. Михаил Юрьевич Лермонтов не до конца раскрывает её образ, но ясно, что она — простая женщина и не пытается казаться лучше, чем есть на самом деле. Вера — замужняя женщина, но это не помешало ей закрутить роман с Печориным. Они оба горячо полюбили друг друга. Образ Веры был введён в систему образов романа для того, чтобы показать, что Печорин далеко не бесчувственный, и что он умеет любить так, как не умеют многие. Когда Вера уехала, навсегда оставив своего возлюбленного, Печорин погнался за ней. Погнался так, что до смерти замучил свою лошадь. Потеря любимого человека надломила Печорина. Вера — единственное хорошое, что произошло в жизни Печорина. Она заставила его понять, что он способен испытывать глубокие чувства, что он способен любить.
Читайте также:  Что открыл Ерофей Хабаров?

Все эти герои тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый из них как-то повлиял на другого. И абсолютно каждый из них оказался под влиянием Григория Печорина. Каждый герой был введён до того, чтобы проявить ту или иную сторону характера Печорина.

Вывод

Печорин стал типичным представителем своего поколения. Будучи щедро одаренным от природы, он не нес в себе никакого созидательного начала, и, вмешиваясь в жизни других людей, приносил им лишь одни несчастья и разочарования. Однако и Печорин не был счастлив – его одолевала смертельная скука, и он никак не мог найти свое место в жизни.

Даже самые яркие, замечательные достоинства человека меркнут, если они не освещены светом нравственности и духовной красоты.

Запоминающиеся персонажи «Героя нашего времени»

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью.

Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым».

Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину. Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается.

Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара».

У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».

Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени.

Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость.

В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин. Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так.

Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях.

Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности.

Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу.

Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что  «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая.

Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном.

Читайте также:  Какое содержание На дне Горького?

И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок.

Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

«Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина.

Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени».

Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

«Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) — характеристики героев

Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838–1840 годах. В нём рассказывается о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов 19 века. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей романа.

Главный герой

Печорин Григорий Александрович

Печорин Григорий Александрович — прапорщик лет двадцати пяти, уже разочаровавшийся в жизни и людях, скучающий, ищущий острых ощущений. Он любит играть на чувствах других людей.

Чтобы не было скучно, Печорин не прочь создать интригу и наблюдать за реакцией тех, против кого она направлена. Основная черта его характера — эгоизм.

Он понимает, что не создан для семейной жизни, поэтому и поддерживает отношения с Верой — ведь она не может быть его женой, так как замужем. Герой склонен к самоанализу, пытается найти смысл жизни — всё это видно из дневника Печорина.

Другие персонажи

Рассказчик (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина. Предисловие»)

Рассказчик — это офицер, от лица которого ведётся рассказ в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», а также от его лица написано предисловие к журналу Печорина. Он ехал на перекладных из Тифлиса и познакомился со своим попутчиком Максимом Максимычем.

Офицер писал путевые заметки, его интересовала не только природа, но и встретившиеся на его пути люди. Он с интересом слушал рассказ Максима Максимыча о его бывшем сослуживце Печорине.

А когда во Владикавказе около гостиницы рассказчик встретил случайно Печорина, то описал его внешность и манеры, а также и поведение во время его встречи с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»)

Максим Максимыч — сослуживец Печорина, штабс-капитан лет пятидесяти, много лет служивший на Кавказе. Он добродушен, честен, отзывчив, общителен, быстро сходится с людьми.

Когда Печорина перевели служить в крепость, Максим Максимыч стал относиться к нему не как к подчинённому, а как к приятелю.

Этот немолодой человек обидчив: он удручён равнодушием Печорина при случайной встрече после нескольких лет разлуки.

Бэла (глава «Бэла»)

Бэла — дочь черкесского князя, высокая, тоненькая красавица с чёрными глазами, которые «сверкали, будто два угля». Она скромна, приветлива, добра.

Её красота, прекрасный голос, девичье обаяние — всё это привлекло Печорина, и он решил украсть Бэлу. Когда с помощью её брата девушка была похищена, она долго дичилась Печорина, но потом полюбила.

Жизнь её закончилась трагически — её зарезал Казбич.

Азамат (глава «Бэла»)

Азамат — сын черкесского князя, брат Бэлы. Ему лет пятнадцать. Он ловок, проворен, хорошо стреляет из ружья. Нрав у него горячий, гордый. Азамат очень падок на деньги.

Он мечтал о Карагёзе, коне Казбича, предлагал за него украсть у отца лучшую винтовку, шашку или сестру Бэлу, но Казбич не соглашался. Когда Печорин предложил Азамату помочь украсть у Казбича коня в обмен на Бэлу, тот согласился.

Украв вместе с Печориным девушку, Азамат в крепости, пока Казбич пил чай с Максимом Максимычем, отвязал Карагёза и умчался на нём. С тех пор в тех краях Азамата не видели.

Казбич (глава «Бэла»)

Черкес Казбич — ловкий, упрямый человек угрюмого нрава. Он невысок, худощав, широкоплеч. Казбич ездил с абреками за Кубань разбойничать: отбивать табуны у русских.

Он гордился своим конём, считал его верным товарищем и не соглашался на предложение Азамата променять Карагёза на его сестру Бэлу, хотя она ему нравилась.

Когда Азамат украл у него коня, Казбич в отместку убил его отца, подумав, что кража совершена с его согласия.

Казбич украл у Печорина Бэлу. Когда его лошадь ранили, о погоня была уже близко, Казбич вонзил в спину Бэле кинжал и исчез, забравшись на утёс.

Контрабандисты (глава «Тамань»)

Янко — ловкий, бесстрашный молодой человек, умеющий при сильном ветре управлять лодкой. Он безжалостен: когда стало опасно заниматься контрабандой, Янко уплыл со своей возлюбленной, бросив на произвол судьбы слепого мальчика, помогавшего ему.

Девушка-«ундина» — ловкая, смелая возлюбленная Янко. Она молода, красива. Чтобы Печорин не навредил в их контрабандных делах, девушка коварно завлекла его на лодке в море и хотела утопить, но это ей не удалось.

Слепой мальчик — сирота лет четырнадцати, помощник Янко, девушки-«ундины» и её матери. Он хитрый, ловкий, умеет самостоятельно ходить по знакомым местам.

Княжна Мери Лиговская (глава «Княжна Мери»)

Княжна Мери — хорошенькая молодая девушка, умная, образованная. Она романтична, наивна, доверчива, не очень разбирается в людях, поскольку у неё почти нет жизненного опыта.

Княжна приняла Грушницкого за разжалованного офицера, считала его героем и страдальцем. Печорин постарался, чтобы она влюбилась в него, разочаровавшись в Грушницком.

У княжны развито чувство собственного достоинства: поняв, что Печорин играл её чувствами, она во время прощания с ним сказала, что его не презирает, а ненавидит.

Княгиня Лиговская (глава «Княжна Мери»)

Ей 45 лет, она любящая мать Мери, уважает ум и знания своей дочери.

Доктор Вернер (глава «Княжна Мери»)

Доктор Вернер является приятелем главного героя романа и его своеобразным отражением. Вернер — материалист и скептик, у него аналитический ум и злой язык.

Он эгоистичен, равнодушен ко всему на свете, кроме себя, но нравственные чувства в нём не исчезли. Вернер предупредил Печорина, чтобы он не увлекал княжну Мери, если не хочет жениться на ней.

Доктор отшатнулся от приятеля, когда тот убил Грушницкого.

Вера (глава «Княжна Мери»)

Вера — молодая хорошенькая блондинка, приехавшая со своим вторым мужем на лечение в Пятигорск. Она единственная из женщин, встречавшихся на жизненном пути Печорина, которая полностью его поняла и полюбила таким, какой он есть.

Вера любит Печорина бескорыстно и самоотверженно. Она не в силах противиться почти гипнотическому влиянию любимого. В своём прощальном письме ему Вера написала, что он опустошил её душу.

А Печорин, зная, что Вера для него навсегда потеряна, понимает, насколько она ему нужна.

Семён Васильевич Г… (глава «Княжна Мери»)

Семён Васильевич Г… — дальний родственник княгини Лиговской, муж Веры. Это богатый хромой старик. Вера его не любит, но уважает. Он доверял жене, а узнав об её измене, увёз из Кисловодска.

Грушницкий (глава «Княжна Мери»)

Грушницкий — приятель Печорина, его бывший сослуживец. Имя его в романе не указано. Он юнкер, затем, будучи в Пятигорске, был произведён в офицеры. Грушницкому не более двадцати лет.

По характеру он является антиподом Печорина: любит произносить пышные фразы, собеседника не слушает, хочет, чтобы его считали необычным человеком, загадочным романтиком. Сначала Грушницкий относится к Печорину восторженно, но тот выказывает презрение к нему и этим вызывает раздражение и злость юноши.

Читайте также:  Какие виды сравнений в русском языке?

Месть Грушницкого привела его к дуэли с Печориным. Из-за упрямства и ненависти к противнику, он не пожелал просить у того прощения, и был убит.

Драгунский капитан (глава «Княжна Мери»)

Драгунский капитан — бесчестный человек, ненавидит Печорина и Мери. Он приятель Грушницкого, оказывал на него плохое влияние. Был его секундантом на дуэли, хотел сделать так, чтобы Печорину достался незаряженный пистолет.

Вулич (глава «Фаталист»)

Поручик Вулич по национальности серб. Этот смуглый высокий человек с проницательными глазами храбр и азартен. У Вулича была страсть к карточной игре. В игре он был азартен, а в бою хладнокровен. Характер у него замкнутый.

По своим взглядам он фаталист, то есть верит, что судьба человека предопределена свыше. Чтобы доказать это, он поспорил с Печориным на 20 червонцев, взял пистолет, висевший на стене и выстрелил себе в лоб.

Произошла осечка, тогда он выстрелил в фуражку, висевшую над окном, и пуля пробила её.

Главные герои «Героя нашего времени» — М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин — центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа — отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью.

Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым».

Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину. Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается.

Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара».

У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники». Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление.

Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя.

Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, — в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени.

Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих — как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях.

Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности.

Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу.

Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая.

Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном.

И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок.

Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

«Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина.

Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, — в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени».

Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector