Что изучает морфология русского языка?

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда В.В.Виноградова о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическим учением о слове.

То есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к некоторой части речи, изменяемость формы и грамматическое значение.

Что такое морфология в русском языке? Основные понятия Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила

Предмет морфологии

Язык как наука – это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов.

Наименьший строительный материал такой системы – слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое – падеж, число, род.

В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова – это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия – науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики – предмета изучения лексикологии.

Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова.

Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа – это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема – это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы – перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм – полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором – не всеми.

Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа.

Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы – «брызгает» и «брызжет».

Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы – перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Урок русского языка

Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают грамматические признаки именных, глагольных и далее – служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы – один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество академических часов. Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Источник: https://FB.ru/article/281473/chto-takoe-morfologiya-v-russkom-yazyike-osnovnyie-ponyatiya-razdela

Введение в морфологию. Русский язык. Учебное пособие

Понятие о грамматике. Место грамматики в системе языка

Термин грамматика употребляется в 2 значениях:

  1. грамматический строй языка, включающий средства и правила изменения слов и их соединения в сочетания и предложения;
  2. наука о строе и законах языка.

В грамматике выделяют морфологию и синтаксис.

Если в фонетике основной единицей является фонема, в лексике – слово, то грамматическая единица означает более широкое понятие — сюда относится и морфема, и слово, и словосочетание, и предложение. Слова одновременно относятся и к лексическому, и к грамматическому уровням языка.

Но если в лексикологии слова рассматриваются с точки зрения значения, употребления, происхождения, то в грамматике изучаются общие свойства слов.

Основные свойства слов группируются в классы, которые обладают своими особенностями формообразования, взаимоотношений и связей с другими языковыми единицами.

Синтагматические и парадигматические связи языковых единиц

Синтагматические (линейные) отношения между соседствующими элементами.

Парадигматическими (нелинейными) являются отношения между разными проявлениями одной и той же грамматической единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова.

Парадигма слова – это совокупность форм его словоизменения. Парадигма слова стол: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах.

Понятие о морфологии

Морфология изучает образование форм слов.

Понятие морфология можно представить с разных сторон:

  1. Это средства и правила образования слов, система с грамматическими категориями.
  2. Раздел грамматики, в котором дается описание образования форм слов, а также грамматических классов слов (частей речи).

Форма слова — это форма, которую получает конкретное слово при склонении, спряжении или образовании сравнительной степени, сохраняя свое лексическое значение, но приобретая новое грамматическое: картина (ГЗ ж. р., ед. ч., И.п.) – картины (ГЗ мн. ч., И./В. п.), рисуют (ГЗ мн. ч., 3 л., наст. вр.) – рисовал (ГЗ ед. ч., м.р., прош. вр.), яркий (м. р., ед. ч., И. п.) – ярче (сравн. степ. прилаг.).

Грамматическое значение рассматривает слово с определенной частью речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Грамматическая форма слова объясняет слово с точки зрения определенной части речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Читайте также:  Какие существуют паронимы в русском?

Формы слова могут быть синтетические (простые) и аналитические (сложные).

Синтетическая — это форма, в которой одновременно заключено и грамматическое, и лексическое значение.

Аналитическая — сочетание знаменательного слова и специального служебного слова, выступающее как единое целое. В качестве служебных слов выступают глагол-связка быть, формообразующая частица бы, слова более, менее, самый.

Кроме них, существуют еще супплетивные формы слова, образуемые от разных корней (человек – люди, ребенок – дети).

В русском языке существуют грамматические формы, которые образуют сложные грамматические категории. Например, внутри категории рода имен существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода; внутри изъявительного наклонения — формы синтаксических времен.

Все грамматические категории находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению. Например, глагольная категория вида тесно связана с категорией времени; категория числа имени существительного тесно связана с категорией числа других частей речи; категория лица связывает глаголы и местоимения.

Морфология изучает образование форм слов. Под формообразованием понимают:

  1. словоизменение, т.е. присоединение к основе слова различных окончаний;
  2. образование соотносительных форм, представляющих собой формы разных слов. Сюда относится образование видовых форм глагола с помощью приставок и суффиксов (красить – покрасить, прыгать — прыгнуть) при неизменности их лексического значения; а также образование форм страдательного залога при помощи постфикса – ся.

Части речи

Части речи изучаются морфологией.

Часть речи — наиболее крупные грамматические классы слов, которые характеризуются 3 главными признаками:

  1. Широкое грамматическое значение (существительные обозначают предмет в широком смысле слова)
  2. Система грамматических категорий (у существительных – род, число, падеж).
  3. Общая роль в предложении (существительные чаще в предложении выполняют роли предложения и дополнения, глаголы — сказуемого).

По частям речи все слова делятся на 2 большие группы: знаменательные и служебные слова. Отдельно стоят междометия.

Знаменательные — это слова, которые называют предметы, их действия, признаки или указывают на них и выступают в роли членов предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия и слова категории состояния.

Служебные — слова, не имеющие лексической самостоятельности, и используются для связи слов, предложений и частей предложений. Среди служебных частей речи выделяют предлоги, союзы и частицы.

Междометия — не относятся к знаменательным или к служебным словам, а служат лишь для выражения чувств.

Классификации частей речи в русском языке

Современное учение о  частях речи в РЯ базируется на классификации В. В. Виноградова.

В основе его учения лежит многоступенчатая классификация слов.

На первой ступени лежат части речи (знаменательные слова), частицы речи (служебные слова), модальные слова и междометия.

На втором этапе в системе знаменательных слов выделяются имена. На третьем происходит конкретизация знаменательных и служебных слов.

В дальнейшем его система трансформировалась.

Сейчас в системе частей речи, предложенной в «Русской грамматике»-80, выделено 10 частей речи, в ней 2 уровня обобщения. Эта система представлена в большинстве школьных учебников.

В основе  образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую. Следствием процессов переходности является синкретизм.

Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) признаки 2 и более частей речи.

В РЯ выделяют 2 пути образования синкретичных слов.

Первый путь называется диахронным, это длительный путь развития, формирование в ходе развития языка новых классов или разрядов слов. Притяжательные прилагательные Алексеев, Петров, Иванов сын стали фамилиями.

Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи в другую, происходит расщепление исходного слова на 2: рядовой случай – знакомый рядовой; шел мимо, шел мимо дома; ранней весной, влюбилась весной.

В результате действия процесса перехода из одной части речи в другую в русском языке возникают синкретичные части речи, объединяющие в своей грамматической структуре свойства других частей речи.

Источник: https://siblec.ru/lingvistika/russkij-yazyk/vvedenie-v-morfologiyu

Что такое морфология в русском языке? Определение

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «фор­ма» и λόγος — «сло­во, уче­ние») — раз­дел грам­ма­ти­ки, основ­ным объ­ек­том кото­ро­го явля­ют­ся сло­ва есте­ствен­ных язы­ков, их зна­чи­мые части и мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки. В зада­чи мор­фо­ло­гии вхо­дит опре­де­ле­ние сло­ва как осо­бо­го язы­ко­во­го объ­ек­та и опи­са­ние его внут­рен­ней струк­ту­ры.

Что такое морфология в русском языке

Слово «мор­фо­ло­гия» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В его соста­ве при­сут­ству­ют два гре­че­ских кор­ня : morphe, что зна­чит «фор­ма» + logos, кото­рое пере­ве­дем как «разум, поня­тие, мысль, речь и сло­во».

Понятие «мор­фо­ло­гия» мно­го­знач­ное. Оно встре­ча­ет­ся в био­ло­гии, напри­мер, мор­фо­ло­гия рас­те­ний, мор­фо­ло­гия живот­ных (в том чис­ле и чело­ве­ка).

Определение

В линг­ви­сти­ке сло­вом «мор­фо­ло­гия» назы­ва­ют нау­ку о сло­ве с точ­ки зре­ния отне­сён­но­сти его к опре­де­лен­ной части речи. В рус­ском язы­ке все окру­жа­ю­щие нас сло­ва мож­но отне­сти к деся­ти частям речи, кото­рые в свою оче­редь делят­ся на само­сто­я­тель­ные, слу­жеб­ные и меж­до­ме­тия.

К само­сто­я­тель­ным частям речи отне­сем сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты (суще­стви­тель­ное), при­зна­ки пред­ме­тов (при­ла­га­тель­ное), дей­ствия (гла­гол), коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при счё­те (чис­ли­тель­ное) и обо­зна­ча­ют все эти поня­тия, кро­ме дей­ствий, (наре­чия), а так­же ука­зы­ва­ют на них (место­име­ния).

Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут опре­де­лять­ся, пояс­нять­ся сло­ва­ми дру­гих частей речи (доб­рый чело­век — очень доб­рый чело­век).

Они  не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Служебные части речи исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи, меж­ду сло­во­со­че­та­ни­я­ми и меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, для при­да­ния пред­ло­же­нию раз­ных оттен­ков зна­че­ния.

Особняком в рус­ской мор­фо­ло­гии сто­ит меж­до­ме­тие. Его не отно­сят ни к одной из само­сто­я­тель­ных или слу­жеб­ных частей речи.

От само­сто­я­тель­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что они не име­ют обще­го и лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, а от слу­жеб­ных — тем, что они не выра­жа­ют ни свя­зей, ни отно­ше­ний меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и пред­ло­же­ни­я­ми. Это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют наши чув­ства, побуж­де­ния, но кон­крет­но не назы­ва­ют их при этом (ох! ах! увы!).

В роли меж­до­ме­тий может высту­пать любая часть речи и целое сло­во­со­че­та­ние, если они теря­ют спо­соб­ность обо­зна­чать пред­мет, при­знак или дей­ствие и слу­жат для выра­же­ния тех или иных чувств, напри­мер:

  • батюш­ки!
  • боже упа­си!
  • чест­ное сло­во!
  • вот те раз!
  • ужас!
  • беда!
Читайте также:  Таблица слов-исключений в русском языке

В рус­ском язы­ке сло­во каж­дой части речи изу­ча­ет­ся с точ­ки зре­ния его обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, то есть сово­куп­но­сти грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний, и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Такое иссле­до­ва­ние сло­ва как части речи назы­ва­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским раз­бо­ром.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/morfologiya

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛОГИЯ (от греч. ‘учение о форме’), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»).

В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е.

морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50–60 годы 20 в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке.

Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в античной, и в арабской грамматических традициях. (Характерно, конечно, что все эти традиции опирались на языки с богатым морфологическим репертуаром.)

Так, к античной традиции восходят такие понятия, как «часть речи», «парадигма», «склонение», «спряжение», «категория»; к арабской традиции – понятие корня, к древнеиндийской традиции – многие элементы теории звуковых чередований и морфологического варьирования.

Однако сами термины «морфология» и «морфема» (как основная единица морфологического уровня) возникают только во второй половине 19 в.

: термин «морфология», первоначально изобретенный великим немецким поэтом и философом Гёте для описания «форм» живой и неживой природы (и с тех пор успешно используемый во многих естественных науках), был заимствован лингвистами в период господства так называемого «натуралистического» направления в языкознании, сторонники которого (Август Шлейхер и др.) считали, что язык следует описывать по аналогии с живыми организмами. До этого соответствующие разделы описательных грамматик обычно носили название «этимология». Термин же «морфема» (в значении, близком к современному) был предложен на несколько десятилетий позже известным русским и польским лингвистом И.А.Бодуэном де Куртенэ.

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) – а именно ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка.

Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, т.е.

совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным.

Иначе говоря, слово – это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики.

В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разделена с синтаксисом: у нее не остается ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.

Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово – это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жестко связанную структуру.

Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос). Кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жесткими и прочными связями, чем элементы предложения (т.е. слова).

Чем больше в языке степень контраста между жесткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчетливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский, древнегреческий, литовский, русский).

В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, т.е. части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.

(1) Синтаксическая самостоятельность имеется у слов: – Это чай или кофе? – Кофе.

Отсутствует у частей слова: – Это чай или чайник? – *Ник. Он приехал или уехал? – *При.

(2) Возможность опущения однородных элементов имеется у слов: красные шары и белые шары = красные и белые шары; в январе или в феврале = в январе или в феврале.

Отсутствует у частей слова: чайник и кофейник № чай и кофейник.

(3) Возможность перестановки имеется у слов: шар упал ~ упал шар.

Отсутствует у частей слова: заехать (в лес) № ехать за

(4) Возможность замены на местоимения имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник] на плиту.

Отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [= чай] в чашку.

Данные примеры не исчерпывают, разумеется, всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жесткости связей.

В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т.п.) не могут действовать внутри слова.

Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела.

Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.

Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона». Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее четкой.

Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) – это явление называется «групповой флексией»; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жесткими правилами.

Читайте также:  Что такое абсолютная монархия?

Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабоагглютинативных языков (к каковым относятся тюркские, японский, бирманский, дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах.

Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место «морфосинтаксису». С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя, как слова, а предложения ведут себя, как слова.

Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счет слабой скрепленности морфем друг с другом, а за счет более сильной скрепленности слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины.

Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения, – так называемая инкорпорация), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого.

Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны – эскимосским и чукотско-камчатским, а также многим языкам американских индейцев (распространенным как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах свойственны также многим языкам американских индейцев; они являются отличительной чертой санскрита.

Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых.

Это – наиболее яркая черта так называемых изолирующих, или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами: всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет.

Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать, – это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем.

Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (т.е. синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский, тайский и другие языки Юго-Восточной Азии, а также ряд языков Западной Африки: йоруба, эве, акан, манинка и др.

Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам, т.е. к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами).

Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает.

Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса, сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский, английский, скандинавские, современный персидский).

Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна – по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько четко в данном языке выделяются словоформы.

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объем и характер задач морфологического компонента описания может различаться.

Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией, что подчеркивает ее особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка).

Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией.

При этом речь не обязательно идет лишь об изолирующих языках – подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора. Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объеме.

Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно еще античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ.

При этом следует учесть, что вплоть до начала 20 в., а нередко и позже раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp. временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.

Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения.

На этом основании описание словообразования долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (т.е. считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой.

Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения – как в формальном, так и в содержательном аспекте.

Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность.

Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (соответствующие значения могут выражаться, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита.

Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т.п.), независимо от их грамматического статуса.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/MORFOLOGIYA.html

Ссылка на основную публикацию